GEOpoesia.ru

сайт  геопоэзии




Записки об Израиле



  см. также стихи об Израиле >>  


Геопоэзия  :  Записки об Израиле



- 7 -


черная оконная дыра без стекол. Слышно, как там, в каморке без огня,

укладываются спать и, плача, ссорятся дети. На западе, над лиловатой тьмой

моря, склоняется покрасневший, меркнущий и теряющийся в небе полумесяц. И так

пустынны сумерки над гаванью бесследно исчезнувшего с лица земли Ханаана, так

все просто и бедно вокруг, точно я один в мире, у его безлюдного начала...


На другой день я покинул Яффу. Убирали трапы, вечерело. Жаркое

солнце склонялось к золотому морю. Рейд стоял как зеркало, рифы обнажились,

отдыхали, белые чайки, плававшие над кормой, казались огромными. В упор

освещенная Яффа, громоздясь на холме перед нами, переливалась зеркальным

отражением воды и вся была цвета банана. Задрожала, поворачиваясь, корма,

забурлил винт - и Яффа тронулась. Но я не спускал с нее глаз до тех пор, пока

она, все отдаляясь, не слилась, наконец, с песками на юге, фиолетовыми от

голубой дымки воздуха и опускающегося солнца.


А потом я смотрел на Саронскую долину, вдоль которой мы шли на

север. Все смутней и печальней становилась долина. Солнце погасло, и вода у

берегов стала тяжелой, кубовой. Одиноким, затерянным казалось какое-то

селеньице, далеко-далеко белевшее в сини равнины. Я смотрел и дивился

безлюдности этого побережья. Вон где-то там, в устьях мелких рек, бегущих от

Кармила, лежала Кесария. Некогда это был славный порт и город Ирода; теперь

только пески, камни и колючий кустарник... И так - по всему побережью.


С вечера было тепло и ясно. Палуба, испещренная легкими тенями

снастей, блестела. В вышине, сквозь снасти, тепло сиял полумесяц. Но близился

Ливан. На ночь я открыл в каюте иллюминатор - и после полуночи проснулся: стало

прохладно, по темной каюте ходил сильный влажный ветер. Я заглянул в

иллюминатор: и там была серая темь. Пахло морем. Ливан дышал мглою. Во мгле,

как на краю земли, висели два мутных маячных огня. Дальний был красноватый. Я

подумал: это Тир или Сидон. И мне стало жутко.


За Кесарией - следы Египта и Финикии. Во времена служения Астарте

на месте Кесарии был какой-то большой ханаанский город, упоминаемый в

надгробном заклятии царя Эзмунацара. Ранее, во времена поклонения "богу

всепожирающего времени", крокодилу, был египетский Крокодилопос. И в

песках, затянувших останки этих городов, и теперь еще находят разбитые сиениты,

погребальные колодцы крокодилов...


В полночь мы прошли Кармил, горный мыс Ваала Громовержца. С

Кармила иудейские пророки метали самые ярые проклятия язычеству. На Кармиле, в

одной из пещер троглодитов, жил Илия, лютейший враг Ваала. Но жизнь на Кармиле,

бывшем ипостасью Ваала, не прошла для Илии даром. Тысячи преданий слили его

образ с образом солнечного бога: Илия был питаем вранами, повелевал громами и

бурями, низводил огнь и дождь с неба, превращал в камни растения, заживо, как

истый сын Солнца, вознесся к нему на пламенной колеснице. И все это сделал

Кармил, на котором не было даже капищ, - только каменные жертвенники, - Кармил,

у подошвы которого Лемех убил одичавшего Каина, приняв его за зверя.

Необозримое море, с трех сторон лежащее под Кармилом, бушует круглый год. И

богослужения в монастыре кармелитов, стоящем теперь на Кармиле, принимают порой

жуткое величие древних языческих богослужений. "Море заглушало голоса

поющих и орган, - говорит один паломник. - Над горою стоял непрерывающийся гул

- глас Божий, потрясающий пустыню и приводящий в содрогание горы..."


Качало у Кармила и нынче. Засыпая, я чувствовал, как темная каюта

опускается и поднимается, слышал скрип переборок. Теперь было тихо. Кармил был

уже далеко. Ровно, с однообразным плеском бежала вода вдоль борта погруженного

в сон и тьму парохода. Мы шли уже мимо "блудилищных гротов Астарты" и

погребальных спэосов, мимо каменисто-песчаной полосы под волнистыми отрогами и

скатами Ливана, - мимо самого Шеола, этого сплошного некрополя между Тиром и

Сидоном. Когда-то от Тира до Сидона "можно было пройти под землею - по

гробовым пещерам и колодцам". И как дерзко мешались когда-то с ними

"гроты" Астарты! Ее поклонники и поклонницы чертили мистический знак

треугольника даже на стенах спэосов. А Тир? Разве думал он о смерти, - он,

"Сын Солнца и Моря, рожденный в веках баснословных, превзошедший все

народы жаждой жизни, алкавший земель всего мира"?


И все же победила - смерть. "Тир, умолкший среди моря! Кую

мзду приобрел ты от него? Сия глаголет Адонаи-Господь: се аз на тя, Сур, и

приведу на тя языки многи, яко же восходит море волнами своими..." Ужасные

слова! Но есть еще ужаснее: "Вот я приведу на тебя. Тир, лютейших из народов,

и они обнажат мечи свои против красы твоей... Сделаю тебя городом опустелым,

подобно городам необитаемым, когда подниму на тебя пучину... Низведу тебя с

отходящими в могилу, к народу, давно бывшему, и помещу тебя в преисподних

земли... Ибо вознеслось сердце твое и сказало: аз есмь Бог!"


"Аз есмь Бог..." Библейские пророки до потрясающей

высоты вознесли проклятия слишком "вознесшейся" жизни. И по слову их

и вышло: тиро-сидонский берег, столь щедро оплодотворяемый Богиней Жизни, дал

начало образу Шеола - преисподней. Его погребальные камеры и колодцы,

перемешанные с гротами страсти, получили страшные названия "сетей

смерти", "колодцев гибели". И "простерся страх смертный над

радостной страной Ваала-Солнца". Это ведь он, этот страх, внушил царю

Эзмунацару мольбу его скорби и беззащитности:


"В месяц дождей, в год четырнадцатый царствования... Поражен,

пленен я, наследник дней героев, сошел в ад, сын бога смерти... Заклятие мое

перед всем царством и всем человечеством: да не вскрывает никто входа моего, не

сдвигает гробницы моей, не оскорбляет меня внесением другого гроба!"


Бог ли человек? Или "сын бога смерти"?


На это ответил сын Божий.


 


1909


 


 


ПУСТЫНЯ ДЬЯВОЛА


 


I



 


  ещё по теме >>  




Раздел Записки об Израиле > глава Записки об Израиле, фотографии, карты





  Рейтинг@Mail.ru